«APOPHATIC» DEVICES OF MAKING A BELLES-LETTRES TEXT ABSURD (ON THE MATERIAL OF DANIIL HARMS’ PROSE)
Keywords:
apophatism, «belles-lettres apophatics», absurdism, absurd text, devices of making absurdAbstract
The article contains the analysis of mechanisms of complete and partial negation of dynamic and static, qualitative and quantitative features of «things» spoken about in the belles-lettres narrative by Daniil Harms, a Russian absurdist-writer of the beginning of the XXth century. These devices remind of apophatics of religious texts by mystic theologians of the II-IVth centuries, in particular Dionysius the Areopagite’s «Holy Names».
References
Ареопагит Дионисий. Мистическое богословие. Божественные имена // Мистическое богословие. – К.: «Путь к истине», 1991. – С. 13-93.
Бацевич Ф. Божественно-людська природа мови в концепції Олександра Потебні // Записки НТШ. Праці філологічної секції. – Львів, 1997. — Т.234. – С. 297-303.
Бацевич Ф.С. Абсурдний художній текст у вимірах лінгвістичної прагматики // Мовознавство. – 2012. – № 1. – С.18-30.
Бацевич Ф.С. Абсурдний художній текст як об’єкт лінгвістики: аспекти ненормативного вживання мовленнєвих актів // Slowo. Text. Czas. ХI. Frazeologia slowianska w aspekcie onomazjologicznym, lingwokulturologicznym p frazeograficznym/ Pod red. M.Hordy, W.Mokijenki, H.Waltera. – Szczecin; Greifswald, 2012. – S. 630-638.
Бацевич Ф.С. Языки воплощения художественного абсурда: Александр Введенский // Jazyk a kultura. – Rocnik 4. – cislo 14, 2013. – S. 3-14.
Бэндлер Р., Гриндер Дж. Рефрейминг: Ориентация личности с помощью речевых стратегий. – Воронеж: «Макрос-М», 1995. – 364 с.
Горски А.Н. Вербальная магия // Новый круг. – 1992. – № 1. – С. 21-36.
Григорьева Т.П. Дао и Логос (встреча культур).– М.: «Наука», 1992. – 284 с.
Кленденин Д. Апофатизм в православном богословии или протестантское понимание православной апофатики // Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Философия. – 1995. – № 4. – С. 63-76.
Ксендзюк А. Тайна Карлоса Кастанеды. — Одеса: «Астропринт», 1995. – 416 с.
Лосев А.Ф. Философия имени // А.Ф.Лосев. Бытие. Имя. Космос. – М.: «Мысль», 1993. – 958 с.
Лосев А.Ф. Сáмое самό // А.Ф.Лосев Миф. Число. Сущность. – М.: «Мысль», 1994. – С. 299-526.
Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. – М.: «Путь», 1991. – 346 с.
Манифест ОБЭРИУ. Режим доступа: http://klounada.boom.ru/manifest1.htm.
Налимов В.В. Вероятностная модель языка. – М.: «Наука», 1979. – 380 с.
16 Померанц Г.С. Кришнамурти и проблема религиозного нигилизма // Идеологические течения в современной Индии. – М.: «Наука», 1965. – С. 112-146.
Соловьев Вл. Плотин // Плотин. Эннеады. I. – К.: «УЦИММ-ПРЕСС», 1995. – С. 5- 10.
Спивак Д.Л. Лингвистика измененных состояний сознания. – Л.: «Наука», 1986. – 92 с.
Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. – СПб.: «Ювента», 2000. – 296 с.
Флоровский Т.В. Восточные отцы V-VШ веков. 2-е изд. – М.: «Паломник», 1992. – 260 с.
Хармс Даниил. Собрание сочинений в трех томах. Том 2. Новая анатомия. – СПб: «Азбука»; «Азбука-Аттикус», 2011. – 448 с.